Система институтов уголовного права, направленных на противодействие насильственной групповой преступности в отношении несовершеннолетних


09.10.2015

Система институтов уголовного права, направленных на противодействие насильственной групповой преступности в отношении несовершеннолетних

На наш взгляд, право является достаточно эффективным регулятором социального развития общества и включает в себя те отношения, которые складываются в сфере предупреждения преступности. Мы поддерживаем высказывание К.М. Раевского, который писал о том, что «правовое регулирование упорядочивает процесс профилактики преступлений и других правонарушений, обеспечивает в этой сфере гарантии прав и свобод человека, оптимальное сочетание прав и интересов личности, общества и государства» .

Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., закрепила приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства . Российская Федерация, принимая на себя обязательства соблюдения норм Конвенции, на законодательном уровне обеспечивает защиту прав детей нормами конституционного, семейного, административного и уголовного права. Однако законодательное закрепление прав ребенка и установление административной и уголовной ответственности за посягательства на права и законные интересы детей не в полной мере отвечают настоящим потребностям общества в указанной сфере .

Правовая основа противодействия насильственной групповой преступности в отношении несовершеннолетних включает в себя нормы различных отраслей права начиная с ряда основных положений Конституции РФ. Так, Конституция РФ гарантирует равные права и свободы, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). К таким можно отнести, например, охрану государством достоинства личности и недопущение ее умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию . Охрана прав граждан, особенно детей, недопущение каких-либо форм дискриминации признаны приоритетной задачей государства. Статья 38 Конституции РФ провозглашает заботу о детях и их воспитание в качестве равного права и обязанности родителей.

Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. определяет цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 4). Данный Закон закрепляет правовые гарантии защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к числу которых относятся и несовершеннолетние жертвы насилия . Закон требует от должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Обязательными признаны обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка .

Если проанализировать Семейный кодекс РФ, то он также охраняет несовершеннолетних от семейного насилия и указывает, что способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Семейный кодекс устанавливает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов, которые осуществляются родителями или лицами, их заменяющими. Семейный кодекс в случае злоупотребления родителей своими родительскими правами и уклонения от выполнения родительских обязанностей, а также в случае жестокого обращения с детьми предусматривает меру воздействия - лишение или ограничение родительских прав.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает правовые гарантии защиты несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе тех, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья ребенка либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию .

Противодействию преступности, на наш взгляд, также способствует процесс исполнения наказаний, который регулируется уголовно-исполнительным правом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ закреплены нормы, согласно которым уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечивать исполнение наказания, с тем чтобы оно исправляло осужденных, т.е. формировало у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, и стимулирование правопослушного поведения . В том числе и для предупреждения рецидива преступлений в отношении несовершеннолетних имеют большое значение нормы уголовно-исполнительного законодательства, которые регламентируют порядок освобождения из мест лишения свободы и административный надзор за освобожденными .

Нормы уголовно-исполнительного законодательства выступают своеобразным катализаторам противодействия преступлениям в отношении несовершеннолетних, оказывая психологическое воздействие не только на осужденных, но и на законопослушных граждан, формируя в их сознании уважение к закону.
На наш взгляд, наибольшую роль в правовом регулировании противодействия преступности в отношении несовершеннолетних все же играет уголовное законодательство. В соответствии с Уголовным кодексом РФ его задачами являются не только охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, но и предупреждение преступлений . Нормы уголовного законодательства выполняют охранительную, регулятивную, предупредительную, а также воспитательную функции.

Среди норм уголовного закона, выполняющих профилактическую функцию, можно отметить, например, нормы, предоставляющие при определенных условиях возможность избежать уголовной ответственности для лиц, активно противодействующих преступлению и преступнику в целях защиты прав и интересов граждан, общества и государства , или лиц, впервые совершивших преступления небольшой тяжести, добровольно явившихся с повинной, способствовавших раскрытию преступления, возместивших причиненный ущерб и примирившихся с потерпевшим.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за физическое, психическое и сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних. Также в ряде статей установлена ответственность только за преступления, которые могут быть совершены непосредственно против детей, причем часть из них объединены и выделены в специальную главу - «Преступления против семьи и несовершеннолетних» (ст. 150 - 157). Основное количество норм этой главы направлены на защиту несовершеннолетних в семье и пресечению преступного поведения родителей и лиц, на которых законом возлагается обязанность по воспитанию и надзору за детьми. Отдельные составы против несовершеннолетних сформированы в других статьях и главах. Уголовная ответственность предусмотрена за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ). Необходимо отметить, что число зарегистрированных преступлений против семьи и несовершеннолетних возрастает. В последние годы прослеживается криминогенный рост преступлений против семьи и несовершеннолетних (в 1997 г. зарегистрировано 66 501 преступление; в 1998 г. - 67 074 преступления; в 1999 г. - 67 314 преступлений ; в 2000 г. - 65 148 преступлений; в 2001 г. - 64 118 преступлений; в 2002 г. - 50 252 преступления; в 2003 г. - 49 212 преступлений; в 2004 г. - 52 840 преступлений; в 2005 г. - 54 598 преступлений , а в 2006 г. было совершено 56 817). В среднем ежегодно в Российской Федерации совершается более 200 тыс. преступлений, так или иначе посягающих на права и интересы несовершеннолетних. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2005 г. потерпевшими от различных преступлений стали 114 560 детей (что составляет примерно 5,4% от общего количества потерпевших от преступлений), от зарегистрированных преступлений погибли 4 370 детей, здоровью 7 326 детей был причинен тяжкий вред .

В других главах УК РФ также закреплены нормы, направленные на защиту несовершеннолетних потерпевших. К таким нормам необходимо отнести: «Убийство матерью новорожденного ребенка» (ст. 106 УК РФ), «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» (ст. 134 УК РФ), «Развратные действия» (ст. 135 УК РФ). Необходимо отметить то, что число потерпевших от насильственных посягательств девочек гораздо больше, чем потерпевших от таких посягательств мальчиков. Жертвами сексуальных посягательств преимущественно становятся девочки - 75%, остальные 25% - мальчики.
В ряде статей Особенной части Уголовного кодекса РФ совершение преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних детей предусмотрено в качестве квалифицирующего признака в следующих составах: «Убийство» (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ), «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ), «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» (п. «в» ч. 2 ст. 112 УК РФ), «Истязание» (п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ), «Заражение венерической болезнью» (ч. 2 ст. 121 УК РФ), «Заражение ВИЧ-инфекцией» (ч. 3 ст. 122 УК РФ), «Похищение человека» (п. «д» ч. 2 ст. 126 УК РФ), «Незаконное лишение свободы» (п. «д» ч. 2 ст. 127 УК РФ), «Торговля людьми» (п. «б» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ), «Использование рабского труда» (п. «б» ч. 2 ст. 127.2 УК РФ), «Изнасилование» (п. «б» ч. 4 ст. 131 УК РФ), «Насильственные действия сексуального характера» (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ), «Понуждение к действиям сексуального характера» (ч. 2 ст. 133 УК РФ), «Развратные действия» (ч. 2 ст. 135 УК РФ), «Вовлечение в занятие проституцией» (ч. 3 ст. 240 УК РФ), «Организация занятия проституцией» (ч. 3 ст. 241 УК РФ). В тех нормах УК РФ, где квалифицирующим признаком выступают малолетние потерпевшие, т.е. лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, совершение преступления влечет еще более строгие меры уголовной ответственности. Законодатель относит такие преступления к числу тяжких или особо тяжких. Совершение любого насильственного преступления в отношении малолетнего ребенка (беспомощного, беззащитного), в том числе несовершеннолетнего, находящегося в зависимости от виновного, учитывается судами при назначении наказания как отягчающее обстоятельство. Доведение несовершеннолетнего до самоубийства или до покушения на самоубийство путем жестокого обращения влечет ответственность на общих основаниях по ст. 110 УК РФ; умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои в отношении несовершеннолетних - по ст. 115 и 116 УК РФ.
Высокая латентность физического насилия в отношении несовершеннолетних обусловлена несовершенством действующего законодательства. На наш взгляд, законодательство РФ недостаточно точно и полно регламентирует обязанности специалистов, работающих с несовершеннолетними (воспитатели, педагоги, медицинские работники), сообщать в правоохранительные органы обо всех ставших им известными случаях жестокого обращения с несовершеннолетними и применения к ним физического насилия. Даже в случаях, когда такие обязанности закреплены законом, их выполнение не подкрепляется установлением соответствующих мер юридической ответственности за сокрытие ставших им известными фактов преступных посягательств на детей .

Уголовно-правовые меры борьбы с преступлениями в отношении несовершеннолетних также, по нашему мнению, недостаточно эффективны. Действующим законодательством РФ не предусмотрены более строгие меры уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, которые совершают в отношении них их близкие родственники. Также, на наш взгляд, в Уголовном кодексе РФ установлены неоправданно низкие уголовные санкции - до 5 лет лишения свободы - за совершение преступлений, посягающих на здоровье, половую неприкосновенность, право на жизнь новорожденного ребенка. Ряд преступлений отнесен законодателем к категориям преступлений небольшой и средней тяжести: доведение до самоубийства, убийство матерью новорожденного ребенка, оставление в опасности. Нельзя не заметить тот факт, что на данные виды преступлений распространяется большинство актов амнистии, которые ежегодно принимаются в России, и осужденные за данные преступления лица возвращаются в общество, в семьи, в образовательные учреждения, что способствует рецидиву насилия в отношении несовершеннолетних и жестокому обращению с ними в семьях и воспитательных учреждениях.
Как отмечают исследователи, «в настоящее время санкции за жестокое обращение с ребенком значительно ниже установленных ст. 245 УК РФ за жестокое обращение с животными» . Так, в ст. 156 УК РФ в качестве наказания предусмотрена максимальная ответственность в виде лишение свободы до 5 лет, но, как правило, назначается данное наказание лишь условно. Сравнение санкций, предусмотренных за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) и посягательство на здоровье, честь и достоинство (побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью, оскорбление), позволяет сделать вывод, что лицо, виновное в преступлении, предусмотренном ст. 156 УК РФ, понесет такую же ответственность, как если бы оно совершило оскорбление, побои или иное вышеназванное преступление вне рамок ст. 156 УК РФ. Таким образом, вместо того чтобы усилить ответственность в связи с совершением подобных посягательств на несовершеннолетнего, сопряженных с жестоким обращением, законодатель устанавливает для виновных ответственность за одно преступление при фактическом совершении двух и более видов посягательств .

Наказание в виде штрафа, на наш взгляд, целесообразно назначать лишь в определенных случаях педагогам или иным работникам образовательных, воспитательных, лечебных учреждений, которые обязаны осуществлять надзор за несовершеннолетними. Назначение штрафа родителям может поставить семью в тяжелое материальное положение, а значит и самого несовершеннолетнего потерпевшего. Таким образом, наказание как мера государственного принуждения затрагивает и самого потерпевшего. Статистика показывает, что большинство лиц привлекаются к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ в связи с их образом жизни (алкоголизм, наркомания, попрошайничество) и имеют чрезвычайно низкие доходы, зачастую не являющиеся стабильными и легальными, либо не имеют дохода вообще. Очевидно, что при отсутствии у лица, совершившего преступление, заработка, значительно превышающего прожиточный минимум, применение к нему такой меры уголовного наказания, как штраф, не сыграет ни превентивной, ни карательной роли. Кроме того, во многих случаях назначить лицу этот вид наказания невозможно из-за отсутствия у него дохода и какого-либо имущества в собственности, на которое можно было бы обратить взыскание.
В законодательстве также нет четкой регламентации форм участия общественности в выявлении и предупреждении фактов жестокого обращения с детьми как в семье, так и в воспитательных учреждениях. В результате несовершеннолетние жертвы преступлений не находят помощи в том случае, если жестокость по отношению к ним совершалась в семье или в закрытом учреждении. В настоящее время так и не принят Федеральный закон «О противодействии насилию в семье», проект которого был разработан еще несколько лет назад и должен был быть направлен на профилактику жестокого обращения с несовершеннолетними. Мы надеемся, что Закон будет работать и позволит нам создать эффективную систему реагирования на проблему, чтобы снизить уровень насилия в семье в отношении несовершеннолетних.
Принятые в России формы статистической отчетности не дают четкого представления о подлинной картине семейного насилия, жестокого обращения в отношении детей, отсутствия заботы о них, их сексуальной эксплуатации, особенно со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Количество официально зарегистрированных преступлений против детей и лиц, их совершивших, очевидно занижено, а их фактическое число, не попавшее в статистику, многократно превышает официально зарегистрированные данные.

Теги: Несовершеннолетнии
Автор:  Давыдова Д.Ю.

Частые вопросы

Адрес

  • 443 093, г. Самара
    ул. Мориса Тореза, 1а (адрес адвокатской коллегии)

График работы
  • Круглосуточно
  • 7 дней в неделю

Сайт
Телефон
  • +7 495 500 29 80


Факс:
  • +7 846 336 58 01
Для корреспонденции
  • 117570, г. Москва, А/Я №32


Эл.почта

Это закрытый раздел сайта, просмотр только после регистрации
ВХОД
Ошибка
Эл. почта
Пароль
Войти
Вспомнить пароль
Зарегистрироваться
РЕГИСТРАЦИЯ
Ошибка
Имя*
Фамилия*
Адрес e-mail*
Регистрация
Авторизация
ВОСТАНОВЛЕНИЕ
Ошибка
Адрес e-mail
Востановить
Авторизация